ОТ СЛОВ - К ДЕЛУ!
+7 495 207-75-77
Заказать звонок

Режим работы: Пн.- Пт. с 10:00 до 18:00

Печатные краски, их виды и сферы применения

Когда началось изготовление печатных красок? Какие есть виды печатных красок? Каковы самые важные печатные свойства краски? Каковы цветовые характеристики печатных красок? Как производятся печатные краски для офсетной печати?

20.03.2017

Типография СловоДело
Оказание полиграфических услуг
121059
Россия
Московская область
Москва
Бережковская набережная, д.20, стр.64, 3-й этаж
+7 495 207-75-77
Типография СловоДело

Типография СловоДело

Типография СловоДело

Типография СловоДело

Типография СловоДело
Печатные краски, их виды и сферы применения

Печатные краски, их виды и сферы применения

Типография СловоДело

Печатные краски, их виды и сферы применения

Печатные краски

Печатные краски, их виды и сферы применения

Из этой статьи вы узнаете

  • Когда началось изготовление печатных красок
  • Какие есть виды печатных красок
  • Каковы самые важные печатные свойства краски
  • Каковы цветовые характеристики печатных красок
  • Как производятся печатные краски для офсетной печати

В течение последнего времени рынок сопутствующих товаров для печати многократно увеличился. Еще несколько лет назад можно было легко перечислить на пальцах всё, что требуется в печатной промышленности, но с увеличением доступности необходимого оборудования разросся и ассортимент расходных материалов, комплектующих и т.д., и каждая разновидность этих товаров требует отдельного обзора. Это касается, например, печатных красок. Чаще всего типографии в своей рекламе указывают, какие краски для печатных машин они используют, чтобы заказчик мог учесть все особенности и преимущества данных материалов и выбрать наиболее подходящие для его замысла. Так что есть смысл ознакомиться поподробнее с тем, какие существуют печатные краски в полиграфии, чем они отличаются, для каких целей подходят лучше всего.

Когда началось изготовление печатных красок

Самыми первыми типографскими красками в истории были обычные чернила. Судя по отличному состоянию старинных рукописных книг и манускриптов, текст в которых не поблек и не расплылся за сотни лет, эти чернила отличались высоким качеством.

Материалы для изготовления чернил отбирались и подготавливались со всей тщательностью. Самые первые упоминания о чернилах датируются 1100 годом до н.э. и относятся к древнекитайской и египетской цивилизациям. К сожалению, до наших дней не дошли образцы записей того периода, но есть некоторые сведения о технологии: писали с помощью острой палочки или кисточки, а чернила изготавливали из ламповой сажи и растительного клея.

Одним их самых древних красителей была красная охра. Иллюстрации в древнеегипетской «Книге мертвых» сделаны именно ею. Она же долгое время использовалась для печатания заголовков и заставок в книгах. Кроме охры, применялась также ляпис-лазурь, дававшая синий цвет, и зелёная ярь-медянка. Обычно они хранились в виде сухих пластинок, шариков или таблеток, а перед употреблением размачивались, как акварельные краски.

Постепенно спрос на книги увеличивался, по мере роста образованности населения росла и его потребность в книгах, а вследствие этого расширялось и количество людей, профессионально занятых в этой сфере — писцов, книготорговцев. Усложнялись и технологии создания книг. Ремесленное производство не удовлетворяло высокий спрос в книгах, усиливалась необходимость в быстром и дешёвом их тиражировании.

В XV веке появились первые настоящие печатные книги. Печать производилась с деревянных досок, на которых был рельефно вырезан текст. Этот метод печати (ксилографический) предполагал изготовление отдельного блока для каждой страницы, который затем намазывали краской и прикладывали к бумаге. Подобным способом также изготавливались (и продолжают изготавливаться) гравюры.

Следующим этапом развития книгопечатания стало появление разборного шрифта. Он был изобретён в Китае в 1071 году, когда ремесленник по имени Пи Шенг вылепил из глины первые образцы для отливки отдельных литер (иероглифов). Позднее, уже в 1314 году, Ван Шен пошел ещё дальше, соорудив литеры из дерева для быстрой сборки текста из них.

В средневековой Европе экспериментами по книгопечатанию занимался Иоганн Генсфляйш цур Ладен цум Гутенберг родом из Майнца, по профессии золотых дел мастер, в 1440 году попросивший политического убежища в Страсбурге и переселившийся туда. В это время над созданием искусственного рукописного шрифта работали и в других европейских городах — Брюгге, Авиньоне, Болонье и т.д. В 1450 году Гутенберг возвратился в Майнц со своим изобретением — литым металлическим наборным шрифтом, работы над которым финансировал его адвокат Фуст. Первым изданием, которое в 1456 году напечатал Гутенберг при помощи своего шрифта, была Библия, по качеству вставшая в один ряд с лучшими рукописными книгами того времени. Таким образом, коммерческая выгода его изобретения стала очевидна всем.

Гутенберг был не только изобретателем новой технологии, но также и весьма искусным мастером, воплотившим её в жизнь и создавшим издания, качество которых невозможно было превзойти до XIX века. Он собственноручно занимался и литьем шрифтовых литер, и гравировкой, и изготовлением матриц из дерева и красок, и самим процессом печати, и изданием книг. Гутенберг изготовил огромное количество литер, которого было достаточно для набора большого книжного текста, причем эти литеры были очень точными (так как представляли собой отливки с одной матрицы) и одинаковыми по высоте, а их печатающая поверхность была очень гладкой. Также он разработал удачную конструкцию печатного станка, которая затем воспроизводилась в течение трёх веков без особых изменений. Кроме этого, изобретатель усовершенствовал и состав типографской краски для печатных машин, поскольку современная ему краска, хорошо подходившая для деревянных досок, не годилась для металлических литер, так как скатывалась с них.

Какие различают виды печатных красок

Краски для глубокой печати

Важный параметр, отличающий краски для офсетной и глубокой печати, — это их вязкость. Для глубокой печати применяется жидкая краска (η = 0,05…0,2 Па•с, а для глубокой печати иллюстраций ещё жиже — 0,01 Па•с), быстро заполняющая все пустоты форм при большой скорости печатного процесса.

Если сравнивать традиционные способы печати, используемые в наши дни, то наиболее короткий путь от красочного ящика до поверхности бумаги краска проходит в аппарате глубокой печати. Он представляет собой закрытую систему, состоящую из ёмкости для краски, печатной формы и ракели. В нём допустимо применение только печатных красок самой низкой вязкости.

С технологической точки зрения производство печатных красок для глубокой печати проще, чем для офсетной. Ассортимент красок для глубокой печати очень велик и позволяет удовлетворить самые прихотливые запросы клиента: краски могут содержать особые металлические пигменты, формировать слой красителя толщиной более 2 мкм и т.д. Химический состав варьируется, поскольку технология прямого и быстрого переноса краски на материал это допускает.

Немаловажную роль в рецептуре этого вида печатных красок играют растворители, которые и обеспечивают их консистенцию, низкую вязкость, оптическую плотность и концентрацию в них пигмента. Растворители различаются по:

  • температуре кипения;
  • температуре испарения;
  • температуре возгорания;
  • порогу взрыва;
  • наличию запаха;
  • экологической совместимости.

Так, например, состав растворителей, используемых для печати книжных иллюстраций и упаковки, очень отличается, так как варьируются и требования к ним. Для печати иллюстраций чаще всего берут следующие виды растворителей:

  • толуол (чистый толуол с содержанием бензола <0,3 %);
  • ксилол;
  • бензины (в некоторых странах использование бензинов запрещено законом из-за их высокой горючести).

Толуол — это жидкий бесцветный нефтепродукт, обладающий большой горючестью. Это наилучший растворитель для всех компонентов связующего вещества (которое содержит в себе пигменты), быстро испаряющийся и высыхающий без особых затрат энергии. Может вырабатываться в больших объёмах, а после отработки очень продуктивно, с высоким процентом выхода, восстанавливается в предназначенных для этого устройствах.

По химическому составу к нему близок ксилол, однако испаряется он гораздо медленнее, поэтому в наше время используется в печати довольно редко и не пользуется популярностью в качестве растворителя.

Для глубокой печати на упаковках применяются другие растворители:

  • этиловый спирт;
  • этилацетат (уксусный эфир);
  • вода (иногда в сочетании со спиртами и другими растворителями органического происхождения).

Печатные краски на водной основе используются реже и играют вспомогательную роль.

Для реализации сложных и специфических требований к упаковочной продукции (например, отсутствие впитывания запахов, отсутствие реакций с упаковываемыми продуктами) используются печатные краски, имеющие в своём составе органические растворители. Но неорганические растворители всё же применяются гораздо чаще.

Офсетные краски для печати

В офсетной печати используются краски для печатных машин более густой консистенции, с показателем динамической вязкости не менее η = 40…100 Па•с. Они имеют пастообразную консистенцию и не высыхают на валиках красочного аппарата и в процессе переноса на резинотканевое полотно. Краска, применяемая в обычной офсетной печати (с использованием увлажняющего раствора), впитывает некоторую часть этого раствора в увлажняющем аппарате или позднее, во время соприкосновения с печатной формой. Существует также способ офсетной печати без увлажнения, при котором в краску добавляется силиконовое масло, обволакивающее пробельные элементы и прикрывающее их от краски. Так или иначе, офсетные печатные краски наносятся очень тонким слоем.

Состав офсетных красок складывается из нескольких компонентов:

  • Связующая основа. Для этой цели используются твёрдые смолы с большим (20-50%) содержанием канифоли; алкидные смолы (до 20%) в смеси с растительными (льняным, тунговым, соевым) маслами (30%), минеральными маслами (20-40%) и незначительным количеством (до 2%) сиккативов.
  • Красители или пигменты. Их содержание варьируется от 10 до 30%, а состав зависит от оттенка, который необходимо получить.
  • Добавки (до 10% всего объема): ускорители сушки (в основном соединения металлов, обычно кобальта и марганца) и вещества, предупреждающие слишком быстрое высыхание (не позволяющие краске образовать пленку внутри банки либо на красочном ящике), воски (увеличивающие прочность материалов), для офсетных красок без увлажнения — силиконовое масло.

В зависимости от потребительских свойств готового продукта и требований к качеству материала, на который наносится печать, состав печатных красок может различаться. При выработке рецептуры краски учитываются такие требования, как:

  • прозрачность (при смешении красок вычитанием);
  • печатно-технические характеристики: блеск, консистенция, устойчивость на истирание, степень закрепления;
  • способ наложения и закрепления красок (для метода печати «сырое по сырому»).

По сфере применения печатные краски бывают нескольких типов:

Краски для тампонной печати

Метод тампонной печати используется при нанесении изображений на неровные поверхности. Изображение сначала переносится, посредством форм глубокой печати, на эластичный тампон, затем его прижимают к запечатываемой поверхности.

Применяемые для этого краски по составу аналогичны тем, что используются для трафаретной печати, но они менее вязки. Отличаются быстрым высыханием (испарением растворителя) и высокой концентрацией пигмента (до 30%).

Рецептура красок для тампопечати будет варьироваться в зависимости от материала, на который их наносят — резина, дерево, искусственная и натуральная кожа, пластик, фарфор, стекло, лакированная поверхность. Для некоторых из них необходимо химическое закрепление. Перед изготовлением краски запечатываемый материал проверяется на адгезию.

Трафаретные краски для печатных плат

Рецептура красок для трафаретной печати разрабатывается таким образом, чтобы решить задачу достижения прилипания (адгезии) краски к различным материалам.

Поэтому для этого типа красок наиболее значимы тиксотропные характеристики — возможность временно менять свою вязкость при механических или термических воздействиях (перемешивании, нагревании) и возвращаться в прежнее состояние при достижении покоя (после прекращения размешивания или при нормализации температуры до исходной).

Например, если взять какую-либо офсетную алкидную краску, загрузить её в шнековый смеситель и перемешивать в нём примерно 5 минут со скоростью около 1000 об./мин., то показатели её вязкости до и после этих манипуляций не будут заметно отличаться — иными словами, вязкость практически не меняется. То же самое наблюдается при повышении температуры. Ситуация с трафаретной краской абсолютно иная: её вязкость ощутимо меняется в зависимости от степени нагревания и разновидности смолы, однако как только перемешивание прекращается и краска остывает до прежней температуры, её вязкость тоже возвращается к исходному показателю.

Трафаретная печатная краска должна проходить через мелкие квадратные ячейки сита очень быстро и не затекать за их пределы, чтобы получилось точное и чёткое изображение. Поэтому ей необходимо обладать минимально возможной вязкостью в этот момент, а чуть позже, как только она целиком распределилась по запечатываемой поверхности — как можно скорее возвращаться к своей исходной вязкости.

Различные смолы в составе трафаретных красок дают различную степень сцепления с поверхностью. Химические свойства смол сильно отличаются, и чем более вязкая смола добавлена в краску, тем крупнее должны быть отверстия в сите (потому что через мелкие она просто не сможет просочиться).

Тиксотропия не только обеспечивает высокую чёткость изображений, но и связана с кроющей способностью краски (возможностью распределять её по покрываемой поверхности слоем одинаковой толщины). Тиксотропные компоненты являются основными для этого типа красок, так как обеспечивают им требуемые свойства. И наоборот, различные разбавители и добавки на основе силикона снижают вязкость.

Рецептура красок для трафаретной печати включает в себя:

  • связующее вещество;
  • наполнитель;
  • пигмент;
  • растворитель;
  • катализаторы, добавки.

Печатные краски для флексографической печати

Во флексографической печати применяются краски почти такой же вязкости, как и в глубокой, — 0,05-¬0,5 Па•с, а толщина красочного слоя составляет 1 мкм. Краска помещается на эластичную печатную форму с помощью красочного аппарата, который состоит из растрового анилоксового вала и ракельной системы. Качество печати здесь требуется достаточно высокое, поэтому регулирование уровня вязкости краски на разных этапах печатного процесса играет огромную роль. Важно также избежать выдавливания излишков краски за пределы изображения. Помимо этого, краска для флексографической печати должна обладать большой плотностью и высоким расщеплением наносимого слоя, быстро и целиком заполнять ячейки растрового валика. Она изготавливается с использованием пигментов.

Не менее важен во флексографии и тип растворителя. После того, как краска перенесена на запечатываемую поверхность, её нагревают, и растворитель испаряется, оставляя после себя абсолютно сухую цветную пленку. При многокрасочной печати каждый вид краски наносится отдельно и просушивается перед накладыванием следующего слоя (метод печати «сырое по сырому» создаёт серьёзные проблемы — предыдущая порция краски, не успевшая просохнуть, может испачкать красочный аппарат при запечатывании его новой порцией). Чаще всего используются следующие виды растворителей:

  • этилацетат;
  • спирты;
  • вода (с добавлением в нее некоторого количества спирта для наилучшей адгезии с материалом).

Краски на водной основе обычно применяются в производстве упаковки, а УФ-краски — в изготовлении этикеток.

Краски для трафаретной печати

При помощи метода трафаретной печати изображения наносятся на самые различные запечатываемые поверхности, и область её применения, по сравнению с другими методами, наиболее широка. Она включает в себя 4 производственных направления:

  • коммерческая трафаретная печать (рекламная продукция и т.д.);
  • сериграфия, или шелкотрафаретная печать;
  • промышленная трафаретная печать (на посуде, упаковках и т.д.);
  • специальная печать (по ткани, на платах для микросхем и т.д.).

Запечатываются не только бумага и картон, но и другие материалы, как традиционные, так и появившиеся относительно недавно: стекло, металлы, ткани, различные пластики и полимеры. Их физические свойства и химический состав сильно варьируются, поэтому для трафаретной печати производится очень большой ассортимент печатных красок. Их рецептура в общих чертах схожа с рецептурой красок для флексографской и глубокой печати по пластмассе. Требуемая вязкость зависит от толщины красочного слоя, которую планируют получить на выходе, и линиатуры сетки. Для быстрого высыхания в состав таких красок добавляют летучие растворители, а ускоряют этот процесс за счёт обдувания запечатываемого материала, только что покрытого краской, потоками горячего воздуха.

Для нанесения изображений на традиционные бумажные материалы трафаретным способом применяются краски на основе олиф и масел, которые при высыхании могут быть как матовыми, так и глянцевыми. Закрепление их на материале происходит посредством окислительной полимеризации. В редких случаях используют также УФ-краски.

Уникальная особенность данного вида печати — возможность переносить очень толстый красочный слой, от 12 мкм и более.

УФ-печатные краски

Краски этого типа отвердевают при воздействии ультрафиолетового излучения на них. Употребляются для печати на материалах, не впитывающих жидкость: металлах, пластмассе. Их состав кардинально отличается от состава традиционных печатных красок в полиграфии.

Могут быть использованы во всех стандартных методах печати, включая струйную.

Обладают следующими преимуществами

  • Высыхают в сверхкороткие сроки, что даёт возможность переходить к постпечатной обработке сразу после УФ-отверждения.
  • Для их приготовления не нужны растворители.
  • Не засыхают на валиках красочного аппарата, поэтому он гораздо меньше нуждается в чистке, чем в случае с другими типами красок.
  • Материал в процессе печати не нагревается.
  • Красочный слой обладает высокой механической прочностью.

Однако у красок ультрафиолетового отверждения есть и свои недостатки:

  • Относительно высокая цена.
  • Необходимость в сложных и дорогостоящих аппаратах для сушки.

Красящие вещества для бесконтактных способов печати

Помимо всем известных контактных методов печати, существуют и бесконтактные (без печатных форм). Например, электрофотография, где в качестве красящего вещества используется тонер (сухие или, реже, жидкие чернила).

Принцип печати в электрографии базируется на электростатических свойствах тонера. Частицы мелкодисперсного вещества тонера получают определенный заряд в специальном проявочном устройстве, а затем, в процессе формирования изображения, переносятся на фоторецептор, который заряжен противоположно. Затем тонер фиксируется на запечатываемой поверхности благодаря нагреванию (посредством прокатывания горячих валиков либо инфракрасного излучателя) и небольшому давлению.

В современных бесконтактных печатных машинах перенос тонера на фотобарабан осуществляется не напрямую, а при помощи девелопера — специального магнитного порошка, к которому прилипают частицы тонера. При этом девелопер практически не расходуется при печати в отличие от тонера.

Тонеры производятся для каждой модели принтера или копира индивидуально, так как для разных аппаратов необходимы печатные краски с различными параметрами.

Сухие порошковые тонеры нельзя смешивать для получения оттенка цвета. Они производятся путём плавления и перетирания, и в результате получаются очень мелкие круглые частицы одинакового диаметра. Толщина красочного слоя в электрографии с применением сухого тонера относительно велика (6-15 мкм). В качестве запечатываемых материалов используется только бумага, что является недостатком данного способа печати по сравнению, например, с офсетным.

Классификация печатных красок по составу

  • пигментные краски (основанные на красящих свойствах пигментов);
  • краски на основе красителей (с мелкими, до 1 мкм, частицами красителя);
  • тонеры (включают в себя пигменты, смолы и красители; нужный оттенок получается путем маскирования; основная масса получаемых оттенков — тёмные);
  • магнитные краски (для нанесения оттисков на магнитные устройства, банковские чеки и т.д., очень трудоемки в изготовлении; красящим веществом в них служит магнитная окись железа);
  • термохромные краски (применяются для нанесения отметок о прохождении термообработки на продуктах; меняют цвет или растворяются при высоких температурах);
  • невидимые, или водопроявляемые краски (становятся видны на материале только при увлажнении; имеют множество оттенков, но контуры рисунка печатаются стойкой чёрной краской; не могут быть использованы в офсетной печати);
  • стираемые краски (с хорошей адгезией, но слабой прочностью на истирание; в качестве красящего вещества используется алюминиевый порошок на резиновой основе; необходимы для производства лотерейных билетов, печатных плат, оптических систем и т.д.).

Каковы самые важные печатные свойства краски

Печатные краски в полиграфии должны в достаточной мере обладать очень многими свойствами:

  • Динамическая вязкость. Чем она больше, тем тяжелее краска и тем более однородную плёнку она образует на поверхности. Измеряется в паскаль-секундах (Па•с, Pa•s) или миллипаскаль-секундах; абсолютная вязкость обычно исчисляется в сантипуазах (мПа•с).
  • Тиксотропность. Это способность вещества увеличивать свою вязкость при температурном или механическом воздействии и уменьшать её до прежней величины после возвращение в состояние покоя.
  • Липкость. Свойство красочной пленки расслаиваться (к примеру, между валиками печатной машины). Чем она больше, тем надёжнее сцепление краски на резиновом полотне или печатной форме (вследствие чего получается изображение с четкими контурами). Побочный эффект высокой липкости краски — вырывание кусочков или волокон запечатываемой бумаги.
  • Длина красочных нитей. Это характеристика текучих свойств краски при механическом воздействии на неё (сдвиге). В процессе вращения цилиндров печатной машины между ними возникают и лопаются воздушные пузырьки, из-за чего образуются тонкие нити, идущие от одного цилиндра к другому. Чем большей вязкостью обладает краска, тем меньше скорость движения валиков, при которой возникает кавитация (формирование полостей и их рост). Пузырьки воздуха, вдавливаемые в толщу краски, уменьшают её поперечное сечение и усиливают внутреннее напряжение, которое ускоряет процесс её расслоения.
  • Оптические свойства: яркость (светлота), цветовой тон, насыщенность (чистота цвета), прозрачность (кроющая способность), глянцевость (отражение лучей света).
  • Устойчивость на оттиске. Фактически это группа параметров, объединяющая устойчивость красочной пленки к различным внешним факторам: светопрочность, водопрочность (при печати и на оттиске), термопрочность, химическая устойчивость.

Вышеперечисленные характеристики отличают друг от друга краски, подходящие только для одного вида печати — флексографической, высокой, глубокой, офсетной, трафаретной и др. Также существуют и универсальные краски для печатных машин, которые можно применять и в высокой, и в плоской офсетной печати.

Цветовые характеристики печатных красок

Световое излучение может быть сложным или простым. Излучение одного цвета (не разлагаемого на более простые компоненты) носит название монохроматического, а создаваемый им цвет — спектрального. Существуют также ахроматические излучения, включающие белый цвет и все серые тона, лишенные какой-либо иной цветовой примеси и отличающиеся только светлотой. Все остальные цвета, не попадающие ни в одну из этих категорий, называются хроматическими.

Светлота — субъективная зрительная характеристика цвета, при которой предмет кажется более или менее белым (иными словами, отражающим либо поглощающим какую-либо часть падающих на него лучей света).

Цветовой тон — визуальное ощущение от предмета, характеризуемое как цвет.

Насыщенность — субъективная зрительная характеристика количества и чистоты хроматического цвета во всем объёме цветового ощущения (без учета количества хроматического цвета в нём же). Усиливается с возрастанием светлоты.

Гамма цветов, передаваемых печатными красками в полиграфии, должна быть максимально велика, чтобы наиболее точно воссоздать оттенки оригинала изображения. Но палитра печатных красок ограничена, и технологический процесс печати тоже имеет свои ограничения в плане цветопередачи. Поэтому дизайнеры, разрабатывающие макеты, вынуждены довольствоваться доступным количеством оттенков и учитывать психологию восприятия цветов и их сочетаний.

Цветовой тон, светлота и насыщенность являются главными характеристиками цвета. Нужно знать и учитывать все, чтобы точно воспроизвести необходимый цвет (при несовпадении хотя бы одной из них результат будет сильно отличным от оригинала).

Наибольшей популярностью пользуется трехцветная теория, согласно которой восприятие всего цветового богатства природы обеспечивается нервными импульсами трёх различных типов в сетчатке человеческого глаза. Каждый вид импульса возникает как реакция на один определённый цвет и изменяется лишь количественно.

В различных полиграфических процессах (подборе печатных красок и светофильтров, в репродукции) тоже используются 3 компонента.

Монохроматические цвета образуют дополняющие друг друга пары (жёлтый, например, дополнителен к синему, и т.п.). Все оттенки получаются из нескольких основных цветов путём цветового синтеза, который бывает аддитивным и субтрактивным. При первом виде цветового синтеза, аддитивном, любой цвет создаётся путём сложения нескольких световых потоков (основных цветов). При субтрактивном же, наоборот, цвет получается при вычитании нескольких составляющих из белого света.

В полиграфии нашёл применение только второй вид. Причина этого — в технологических особенностях процесса печати: слои красок накладываются друг на друга, образуя светофильтры. Человеческий глаз, рассматривающий репродукцию в свете, фиксирует лучи света, отразившиеся от поверхности бумаги и краски и прошедшие через этот светофильтр.

Поэтому для получения любого цветового тона используют наложение красок, соответствующих трём основным спектральным цветам. В растровой многокрасочной печати нужное цветовое ощущение достигается смешением лучей, отражённых от мельчайших точек на изображении (аддитивный синтез), которые также могут накладываться друг на друга (субтрактивный синтез).

Как производятся печатные краски для офсетной печати

Офсетные печатные краски, как правило, изготавливаются путём диспергирования смеси её сухих составляющих в связующем веществе и добавлением в него вспомогательных компонентов. Производственный процесс складывается из нескольких ключевых этапов:

  • приготовление замеса;
  • вызревание замеса до готовности;
  • диспергирования;
  • приведения к нормам ТУ;
  • фасовки в тару для хранения.

Замес для краски готовится с помощью вертикального смесителя высокой мощности. В дежу, вмещающую до 500 л, составляющие компоненты будущей краски (точно вымеренные по весу и рассчитанные по рецептуре), затем её помещают под смеситель и закрывают крышкой, которую фиксируют посредством гидравлического прижима. Между крышкой и дежей имеются специальные герметизирующие прокладки. Крышка оснащена мешалкой планетарного типа, которую вращает смеситель со скоростью примерно 50 об./мин., пока в деже не образуется однородная масса, в которой пигментные частицы хорошо увлажнены и равномерно распределены в связующем веществе. Качественное смачивание будет играть важную роль на следующем этапе — диспергировании. Но до диспергирования замес ещё должен настояться, и этот процесс обычно длится от 12 часов до суток.

Затем замес перемещают в бисерную мельницу или трёхвалковую краскотерочную машину, где достигается нужная степень дисперсности краски. Диспергатор выбирается в соответствии с заданной вязкостью и объёмами изготавливаемой краски. Так, в листовой офсетной печати, работающей с красками большой вязкости, применяют краскотерочную машину. А для ролевого офсета, где краска должны быть текучей, а её количество велико, выбирают бисерную мельницу. Иногда оба этих устройства используются по очереди: сначала краскотерочная машина, а затем бисерная мельница для доведения краски до нужного диаметра частиц. Этот параметр отслеживается аппаратчиком, и в случае необходимости процесс запускается повторно.

В краскотерочной машине масса краски поочередно проходит в отверстия между вращающимися валами — приёмным, промежуточным и съёмным. Каждый из них движется со скоростью вдвое большей, чем предыдущий (обычно соотношение их скоростей равно 4:2:1). Вследствие этого агрегаты и агломераты молекул вещества распадаются из-за гидродинамического давления и сдвиговых касательных напряжений.

Бисерная мельница — это вертикальный цилиндр, снабжённый вращающейся мешалкой. Часть её объёма заполняют мелющими телами (обычно с этой целью используются металлические шарики диаметром 0,5-5 мм), остальную часть — замесом под краску, который подается снизу посредством насоса и затем поднимается вплоть до верхнего штуцера. Лопасти мельницы, вращаясь, разгоняют эти шарики, и они разбивают частицы пигмента при частых столкновениях. Периодически проверяется достигнутая степень дисперсности. В том случае, если она недостаточна, краска проходит повторное диспергирование, а при соответствии требованиям ТУ — сливается из мельницы через сетчатый фильтрационный цилиндр в емкость для хранения.

В производстве густотертых красок дополнительным этапом является прогон её через смеситель. После этого проба краски направляется в цеховую лабораторию на анализ, и в случае соответствия нормам ТУ идет на расфасовку. Краску для печатных машин фасуют в специальные банки, откачав весь воздух (чтобы не образовывалось пузырьков), маркируют, затем следует анализ ОТК и транспортировка её на склад.

Такова, в основных чертах, технология изготовления красок для листовой офсетной печати. Некоторые другие виды печатных красок в полиграфии несколько отличаются как рецептурой, так и технологиями их производства.

Какова структура печатных красок

Состав печатных красок непременно включает:

  • собственно красящие вещества;
  • связующие вещества;
  • растворители;
  • добавки и вспомогательные вещества.

Консистенция краски для печатных машин значительно различается в зависимости от способа печати: от текучих и жидких (водных) до имеющих консистенцию сметаны и даже твердых либо порошкообразных.

От структуры и химического состава краски будут зависеть способы её передачи, закрепления на материале и сушки.

В полиграфии известны и широко применяемы следующие красящие вещества:

  • Пигменты, как цветные, так и монохромные (от белого до чёрного). С химической точки зрения представляют собой нерастворимые органические и неорганические соединения, существующие в форме твердых частиц или агломератов молекул, взвешенных в связующей жидкости.
  • Красители. Это органические соединения в виде отдельных молекул, находящихся во взвешенном состоянии в жидкой основе-растворителе.

Молекулы пигментов расположены не хаотично, а собраны в кристаллические структуры, которые могут объединять до миллионов молекул. Около 10% из них находятся на наружных поверхностях кристалла и, вместе с несколькими нижележащими слоями, обладают способностью поглощать, отражать или рассеивать лучи света, поэтому пигменты светонепроницаемы. Их отличие от красителей заключается в более широком спектре поглощения, поэтому они не воспроизводят цвета так чисто и точно.

В красителях светопоглощающими свойствами обладает каждая молекула, независимо от того, находится ли она на поверхности или глубже в толще краски. С этим и связана яркость, насыщенность и интенсивность цвета, получаемого при печати такой краской. Красители, в отличие от пигментов, не нуждаются в связующем веществе-основе, так как непосредственно связываются с поверхностью материала при нанесении на него краски. Однако это свойство красителей является причиной их ограниченной стабильности цвета: с течением времени они окисляются и меняют оттенок (выцветают, блекнут). В этом отношении краски на основе пигментов более удобны в эксплуатации.

Сами по себе пигменты дешевле красителей, но процесс производства пигментных печатных красок обходится дороже, чем в случае с использованием красителей. В готовом продукте содержание пигментов составляет от 5 до 30% в зависимости от тона, которого хотят достичь.

В полиграфии в основном применяются краски с содержанием пигментов. Чернила для струйных принтеров являются исключением из этого правила, но даже здесь прослеживается тенденция отказа от красителей в пользу пигментов.

Печатные краски в полиграфии изготавливаются в основном на базе органических пигментов, гарантирующих достижение необходимого тона. Существуют чёрные пигменты (сажа) и цветные.

Различают неорганические пигменты следующих видов:

  • белые (диоксид титана);
  • металлизированные (бронза серебристых и золотистых тонов);
  • флуоресцирующие, глянцевые, люминесцентные и т.д. (присутствуют в красках, светящихся при дневном свете).
  • Связующие вещества

Связующим веществом в обычных печатных красках служат растворы смол в минеральном масле. Пигменты в них присутствуют в сильно измельченном виде. Связующее вещество изолирует пигментные частицы друг от друга, не давая им слипнуться в агломераты или образовать осадочный слой. После переноса краски на запечатываемый материал оно высыхает и затвердевает, фиксируя пигментные частицы там, где они оказались.

  • Вспомогательные материалы.

Вспомогательные вещества, или добавки, вводятся в состав печатных красок с целью придания им необходимых эксплуатационных характеристик — устойчивости к истиранию, эластичности, вязкости, скорости высыхания. Их выбор определяется способом печати.

  • Вещества-носители

Когда речь идёт об обычных способах печати, то роль веществ-носителей в них обычно играют разбавители (в основном минеральные масла) и, по мере необходимости, растворители (толуол).

Печатные краски: ГОСТы

    • ГОСТ 25117-82

    Краски печатные. Метод определения кроющей способности

    • ГОСТ 26160-84

    Краски печатные. Метод испытания на стойкость к воздействию реагентов

    • ГОСТ 6591-73

    Краски печатные. Метод определения времени высыхания или пленкообразования

    • ГОСТ 6592-73

    Краски печатные. Метод определения закрепления краски на бумаге

    • ГОСТ 6593-83

    Краски печатные. Метод определения цвета и интенсивности

    • ГОСТ 7086-75

    Краски печатные. Методы определения прозрачности

Какие печатные краски выбрать

Подводя итоги всему сказанному, необходимо констатировать тот факт, что подбор краски для печатных машин — задача сложная, требующая знания многих нюансов: учёта особенностей материала, на который наносят изображение, дальнейшей эксплуатации печатного изделия, способности некоторых красок выгорать или блекнуть со временем.

Несмотря на огромное количество информации в сети, довольно трудно бывает адаптировать эти разрозненные сведения к конкретной ситуации выбора печатной краски и не запутаться.

Если у вас возникла подобная проблема, то есть простое решение – обратиться к специалистам типографии «СловоДело», которые окажут вам помощь в подборе наиболее подходящей краски для реализации вашей идеи. Высокий уровень их квалификации и большой практический опыт — залог того, что ваша рекламная или иная печатная продукция будет изготовлена с максимальным качеством.

Любая задача клиентов компании «СловоДело» решается индивидуально, принимаются во внимание все пожелания, требования и особенности. Это касается и подбора краски.

Таким образом, поручив свой проект профессионалам из «СловоДело», можно не беспокоиться о качестве полученного результата. А если вам интересно долгосрочное сотрудничество, то специалисты компании помогут вам не только с техническими вопросами, но и на этапе проработки концепции и идеи ваших проектов.


Скидки, акции и полезные статьи!

Все самое важное и интересное в нашей рассылке! Узнавайте обо всем первыми!

Мы способны напечатать свыше 150000 листооттисков в сутки

80% заказчиков становятся нашими постоянными клиентами

45% продукции изготавливается раньше срока

Современное немецкое оборудование обеспечивает высочайшее качество печати

250 вариантов подарков
+