ОТ СЛОВ - К ДЕЛУ!
+7 495 207-75-77
Заказать звонок

Режим работы: Пн.- Пт. с 10:00 до 18:00

Размер печатной продукции: стандарты разных стран

Каковы стандарты размеров печатной продукции в России? Каким должен быть размер конвертов? Нужно ли учитывать стандарты размеров при изготовлении визиток? Какие стандарты в размерах печатной продукции приняты в США и Англии? Когда используется нестандартный размер печатной продукции?

27.08.2018

Типография СловоДело
Оказание полиграфических услуг
121059
Россия
Московская область
Москва
Бережковская набережная, д.20, стр.64, 3-й этаж
+7 495 207-75-77
Типография СловоДело

Типография СловоДело

Типография СловоДело

Типография СловоДело

Типография СловоДело
Размер печатной продукции: стандарты разных стран

Размер печатной продукции: стандарты разных стран

Типография СловоДело

Размер печатной продукции: стандарты разных стран

Размер печатной продукции: стандарты разных стран

Размер печатной продукции: стандарты разных стран

Из этой статьи вы узнаете

  • Каковы стандарты размеров печатной продукции в России
  • Каким должен быть размер конвертов
  • Нужно ли учитывать стандарты размеров при изготовлении визиток
  • Какие стандарты в размерах печатной продукции приняты в США и Англии
  • Когда используется нестандартный размер печатной продукции

Бумага является основным видом сырья в полиграфии. Современные предприятия получают ее как в листах, так и в рулонах, качество и размеры которых строго регламентированы. Внешний вид и габариты готовой полиграфической продукции во многом определяются параметрами печатной машины и форматом бумаги, поступающей на производство в качестве сырья. При этом не идет речь о том, что нет возможности выпустить изделие нестандартных размеров.

Формат готового издания может отличаться от заданных параметров, например, быть значительно меньше классического листа, но это увеличивает расход бумаги. В итоге, стоимость тиража маленькой нестандартной книжечки может в несколько раз превысить стоимость тиража книги обычного формата. Каким должен быть размер печатной продукции и возможны ли отклонения от требований, вы узнаете из данной статьи.

Размер печатной продукции в соответствии с международным стандартом ISO

Существует четыре группы печатных изданий:

  1. Книги и журналы.

  2. Листовые изделия.

  3. Картографическая продукция.

  4. Акцидентные (малые наборные формы).

Изделия в полиграфии приобретают нужный формат после обрезки их до нужного размера. Стандарты предназначены для того, чтобы сделать отходы минимальными.

Международная организация по стандартизации – International Organization for Standardization (ISO) – была создана в 1947 году. Целью ее формирования было введение единых мировых стандартов на промышленную продукцию. Все страны мира, являющиеся участниками ISO, обязаны придерживаться установленных ею норм и правил. ISO разрабатывает стандарты во многих областях. Рассмотрим нормы, относящиеся к бумаге:

  • ISO 216 – стандарты бумаги серии А и В.

  • ISO 217 – стандарты бумаги серии RA, SRA.

  • ISO 269 – стандарты конвертов серии С.

Полиграфические услуги

В Российской Федерации чаще всего используется ISO 216, являющийся метрическим стандартом. Он разделен на три серии (А, В и С), в которых по-разному определяется основной размер эталона. Форматы всех категорий имеют одинаковое соотношение сторон, равное квадратному корню из двух (примерно 1:1,4142).

В форматах А за эталон выбирается лист максимального размера серии. Основанием является площадь этого листа, равная 1 м2. Таким образом, лист формата А0 будет иметь площадь 1 м2 и, соответственно, размеры примерно 1189х841 мм. Следующий размер – А1. Он получается, если сложить лист А0 пополам. Аналогичным образом форматы определяются далее в цепочке. Наиболее популярный размер – А4. Он используется для обычных принтеров.


Заметим, что стандарт ISO 216 принят во всем мире, кроме США и Канады, использующих вместо него свой стандарт Letter. В Великобритании же каждый из форматов, в зависимости от ориентации, имеет две версии. Так, например, лист размером 297х210 мм носит название «А4 портретной ориентации», а лист размером 148х210 мм – «А5 альбомный».

Форматы серий В и С созданы для увеличения разнообразия стандартных. За основание размера В принята длина 1 м для короткой стороны самого большого листа серии. В остальном действую те же правила, что применяются в серии А (правило квадратного корня из двух и деление пополам). Таким образом, каждый новый размер в ней определяется как среднее геометрическое двух соседних размеров А. Например В1 – среднее геометрическое (для каждой из сторон) между А0 и А1.

Размеры листов серии В приведены на рисунке ниже. Их используют, в основном, для печати постеров, конвертов, паспортов, реже – книг (В5).

Допустимые погрешности в стандарте:

  • ± 1,5 мм на размерах до 150 мм;

  • ± 2 мм в диапазоне размеров от 150 до 600 мм;

  • ± 3 мм для размеров свыше 600 мм.

Форматы серии С применяются к конвертам для листов группы А. Поэтому каждый размер здесь примерно на 10 % больше соответствующего размера конкретных листов.

Все описанные выше форматы содержат обрезанный край. Они имеют размеры готовой печатной продукции. Кроме них, стандартом ISO предусмотрены и так называемые необрезные форматы RA и SRA (supplementary raw format A, что означает – «дополнительный необрезанный формат A»). Размеры этих листов немного больше соответствующих габаритов серии А. Их подрезают до конечного формата после печати и постпечатной обработки.

По ISO RA0 имеет площадь 1,05 м2, а SRA0 – 1,15 м2. Эти форматы также подчиняются правилу квадратного корня из двух и правилу половины площади, но основные размеры округлены до сантиметров.


В полиграфии важную роль играет направление волокон бумаги. Оно влияет на движение листа в печатной машине, разрывное усилие и ровный сгиб. При печати книг бумагу необходимо располагать таким образом, чтобы направление волокон было параллельно как корешку блока, так и обложке.

Лист необрезного формата SRA0 900x1280 мм вмещает в себя 16 страниц А4 (четыре полосы по четыре листа в каждой). Если на этом размере предполагается печатать книгу портретной ориентации, то для обеспечения правильного расположения волокон на листах А4 готовой продукции исходный лист SRA0 должен иметь продольное расположение волокон (long grain).

Формат SRA1 640x900 мм вмещает восемь страниц А4 (четыре расположенных вертикально листа в двух рядах). Для печати книги формата А4 портретной ориентации он должен иметь поперечное расположение волокон (short grain).

И, наконец, исходный лист SRA2 450x640 мм вмещает четыре страницы А4 (по два листа в двух полосах). Для печати книги формата А4 портретной ориентации он должен иметь продольное расположение волокон.

Какой размер печатной продукции принят в России

В Российской Федерации тип и размеры бумаги для печати книжно-журнальной продукции регламентируются ГОСТ 1342. Ниже в таблице приведены некоторые сведения из этого документа.


По согласованию с потребителем допускается выпуск рулонной бумаги шириной 360, 420, 640, 820, 1050, 1800 мм, и листовой бумаги размерами 600x1000, 610x860, 700x750, 800x1000, 900x1000, 920x1200 мм.

В соответствии с ГОСТ 5773-90, формат изданий обозначают размером листа бумаги для печати в сантиметрах и через «/» в долях листа.

Формат в миллиметрах определяют для изделий в обложке либо переплете. В первом случае указывают размеры печатной продукции после обрезки с трех сторон, а во втором – размеры обрезанного с трех сторон блока, при этом первая цифра обозначает ширину, а вторая – высоту издания. ГОСТ 5773-90 определяет, что форматы книжной продукции должны соответствовать указанным в следующей таблице:


Примечание: М – указывает, с какой из сторон листа совпадает машинное направление.

Пропорции стандартных метрических книжных форматов, принятых в России:


60x84/32; 70x90/32; 70x100/32; 75x90/32; 84x108/32; 60x84/16; 60x90/16; 70x90/16; 70x100/16; 84x108/16; 60x90/8.

Выше были описаны основные стандартные форматы. Их преимуществами являются доступность бумаги и оборудования, экономия сырья, простота допечатки тиража и повторных изданий.

Размер печатной продукции для конвертов

Стандарт ISO 269 описывает некоторые размеры конвертов, предназначенных для бумаг серий А и В, соответствующих стандарту ISO 216. Он разработан таким образом, что в определенные из них можно упаковать конверты другого формата. Например, можно вложить стандартный лист А4 в конверт С4, его запаковать в В4, а тот в свою очередь уместится в Е3.

В России размеры печатной продукции для конвертов регламентируются ГОСТ Р 51506-99, который предусматривает более 10 вариантов типоразмеров. Ниже приведены наиболее популярные из них (первая цифра – ширина, а вторая – высота).

Традиционный конверт (114х162 мм) – предназначен для писем, маленьких открыток, квитанций.

Европейский конверт (110х220 мм) – как правило, используется для деловой переписки.

Большой конверт (229х234 мм) вмещает лист А4 – в нем можно отправлять договоры, контракты и прочие документы, не сгибая их.

Далее приводится таблица, содержащая некоторые стандартные форматы. Конверты, помеченные в последней графе аббревиатурой «ГОСТ», предусмотрены российским стандартом. Если вы хотите рассылать корреспонденцию через «Почту России», следует использовать именно их.


Для отправки открыток применяют ряд нестандартных конвертов серии К:


Нужно ли учитывать размер печатной продукции для визиток

Официальных стандартов, регламентирующих изготовление визитных карточек, на сегодняшний день не существует. Но и здесь уже сложились определенные традиции, которых придерживается большинство производителей и потребителей.

Устоявшиеся размеры визиток сформировались под влиянием, с одной стороны, технологических факторов, а с другой – внутренних представлений об удобной карточке, которые в разных странах отличаются друг от друга. Кроме того, на принятый размер ориентируются производители сопутствующей продукции: визитниц, конвертов под визитки, папок с местом под визитки и др. Ниже приведены габариты, распространенные в различных странах.


Размер печатной продукции в Англии и США

Метрическая система мер и измерений используется в большинстве стран мира. Поэтому стандарты ISO, основанные на ней, применяются повсеместно. Однако в Великобритании, США, Канаде до сих пор широко распространена система, основанная на дюймах и измеряемых в них форматах. В России также приходится сталкиваться с этими размерами, особенно при эксплуатации компьютера. Большинство офисных и графических приложений используют американские печатные форматы. Ознакомимся и с ними тоже.


В каких случаях нужен нестандартный размер печатной продукции

Стандарты хороши тем, что делают производство экономичным и эффективным. Выпуск таких изделий не требует специального оборудования и высокой квалификации персонала. Кроме того, при изготовлении согласно стандартам вы получаете продукт с хорошо предсказуемым качеством. Однако не всегда классическое изделие дает возможность осуществить замысел, поэтому иногда нужно найти ему альтернативу. Как создать нестандартный формат, который устроил бы вас, а также отвечал бы требованиям издателя и дизайнера?

В первую очередь решите, стоит ли овчинка выделки. Подарит ли нестандартный формат запоминающийся облик книге и даст ли он возможность использовать дизайнерские приемы в полной мере? Возможно, лучше будет выбрать ближайший классический размер, чем потратить много сил и в итоге выяснить, что издание мало отличается от стандартного.

Это особенно характерно для форматов октаво, в которых промежуточные размеры сохраняют установленные пропорции высоты и ширины, но при манипулировании дополнительными миллиметрами в том или ином направлении придают странице новый вид и могут быть использованы творчески.

При печати больших форматов кварто, а также при иллюстрировании книг значительного размера особую важность приобретают вопросы дизайна и выбора формата. Поэтому в ходе разработки проекта принимается решение, какой из наиболее близких к стандартным вариант окажется предпочтительным.

И, наконец, при выборе нестандартного размера следует проверить три обстоятельства:

  1. Позволит ли данный формат эффективно организовать процесс использования бумаги.
  2. Возможно ли и насколько сложно изготовить предполагаемый размер на имеющейся печатной и переплетной технике.
  3. Позволяет ли данный формат быстро и экономично осуществить повторное издание (репринт).

Но где же заказать качественную печать продукции по необходимым размерам, когда Интернет пестрит многообразием рекламы? Какой компании отдать предпочтение? Предлагаем вам воспользоваться услугами нашей компании «СловоДело», которая удобно расположилась в центре Москвы. Мы любим свое дело и всегда стремимся стать лучшими, используем нестандартный подход и предлагаем креативные дизайнерские решения. Но это далеко не все преимущества работы с нашей компанией! Обратившись к профессиональным, внимательным и ответственным специалистам «СловоДело», вы получите:

  • индивидуальный подход к каждому вашему заказу;
  • строгое соблюдение всех согласованных требований;
  • отсутствие ошибок при изготовлении вашей продукции;
  • современное немецкое оборудование;
  • выполнение заказов точно в оговоренные сроки.

Производство работает круглосуточно, а сотрудники компании берутся за срочные заказы, печатают крупные тиражи продукции и выполняют весь комплекс сопутствующих услуг.

Для оформления заказа свяжитесь с менеджерами по телефону +7 (495) 207-75-77. Если вы заказывайте впервые, скажите менеджеру, что пришли с сайта и получите скидку – 5 %.

Скидки, акции и полезные статьи!

Все самое важное и интересное в нашей рассылке! Узнавайте обо всем первыми!

250 вариантов подарков
+