ОТ СЛОВ - К ДЕЛУ!
+7 495 207-75-77
Заказать звонок

Режим работы: Пн.- Пт. с 10:00 до 18:00

Трафаретная печать – раскрываем секреты производства

Что такое трафаретная печать и шелкография? Кто придумал трафаретную печать? Какие есть виды трафаретной печати? Какие используют краски для трафаретной печати? Какие еще используются материалы в трафаретной печати? Что влияет на срок и стоимость трафаретной печати?

06.09.2016

Типография СловоДело
Оказание полиграфических услуг
121059
Россия
Московская область
Москва
Бережковская набережная, д.20, стр.64, 3-й этаж
+7 495 207-75-77
Типография СловоДело

Типография СловоДело

Типография СловоДело

Типография СловоДело

Типография СловоДело
Трафаретная печать – раскрываем секреты производства

Трафаретная печать – раскрываем секреты производства

Типография СловоДело

Трафаретная печать – раскрываем секреты производства

Трафаретная печать

Трафаретная печать – раскрываем секреты производства

Из этой статьи вы узнаете

  • Что такое трафаретная печать и шелкография
  • Кто придумал трафаретную печать
  • Какие есть виды трафаретной печати
  • Какие используют краски для трафаретной печати
  • Какие еще используются материалы в трафаретной печати
  • Что влияет на срок и стоимость трафаретной печати

Одним из самых простых и экономичных видов печати на сегодняшний день признаётся трафаретная печать. Технология её работы в большом производстве схожа с технологией работы принтера трафаретной печати. Несомненное преимущество данного способа печати заключается в том, что он подходит для многих материалов: картон, бумага, синтетические полотна, текстиль, керамика, стекло, дерево. Габариты здесь не играют никакой роли, ведь работа идёт как с огромными листами и панелями, так и с предметами, например, домашней утвари.

Что такое трафаретная печать и шелкография

Чтобы никого не ввести в заблуждение и избежать тавтологии, первым делом отметим, что сам способ печати один, а названия у него два: трафаретная печать и шелкография.

Шелкография - это метод печати, который позволяет перенести изображение посредствам продавливания краски сквозь форму, называемую трафаретом.

Он используется в виде тонкой сетки из натуральных (шёлковых) либо синтетических и металлических нитей с уже готовым изображением. Чтобы сэкономить на производстве, чаще используют сети из искусственных материалов. Сквозь их открытые ниши, переносящие рисунок, запечатываемый материал окрашивается. Получается, что формой данного способа печати именуется сочетание шаблона и сетки.

Качественные и технические характеристики сетки (ткани) - это комбинация материала; числа её нитей на сантиметр её длины (линиатура); толщины формы; процентное отношение общей площади всех ниш к площади сетки (уровень открытости сети).

Оттиск определяется установленным шаблоном. Его помещают так, чтобы он находился со стороны сетки, противоположной движению ракеля. Это делается для того, чтобы материал не испортился и не износился. Шаблоны могут изготавливаться вручную (предназначены для изнаночной стороны сетки) или механически в зависимости от степени сложности производимой работы.

В процессе создания шаблона используются только диазотипные светочувствительные копировальные слои. Этого требует прогрессирующее качество печатной продукции. Изготовление шаблона проходит несколько этапов:

  • Нанесение слоя;
  • Сушка;
  • Обработка материала УФ-излучением (трафаретная уф-печать);
  • Затвердевание копировальной формы;
  • Удаление контурных излишек струями воды;
  • Повторная сушка;
  • Исправление дефектов лаковой обработкой.

Шаблон готов к эксплуатации.

История возникновения трафаретной печати

Название «шелкография» (с греч.: «письмо по шёлку») пришло к нам ещё из Древней Греции, где этим термином обозначали ремесленные работы, заключающиеся в украшении шёлковых тканей рисунком или надписями. До сих пор доподлинно неизвестно, где зародилась шелкография, но современные историки относят её появление к Древнему Китаю, ведь именно эта страна именуется «Родиной шёлка» вот уже около 2500 лет. Однако многие учёные утверждают, что к моменту расцвета этого искусства, практически все существовавшие страны имели возможность обрабатывать шёлк.

Нынешние методы шелкографии не имеют почти ничего общего с древними способами печати.

Если заглянуть в доподлинные источники, это ремесло, вероятно, зародилось на берегах Средиземного моря, где располагались такие государства, как Финикия и Месопотамия. Однако предпочтение в вопросе появления и развития шелкографии всё же отдают финикийцам.

Финикийцы – это немногочисленный народ Финикии, предками которого являются семитские племена. В период с IX по III века до нашей эры это государство переживало расцвет и было хозяином Средиземного моря. Финикийские мореплаватели славились своей стойкостью и походами. Основав первые города-порты, финикийцы активно занимались торговлей, продавая как произведённые своими руками, так и завоёванные товары. Если посмотреть на современную карту мира, то можно сказать, что эти моряки добирались до территории современной Дании. Представьте, какое мощное было государство!

Именно финикийцы научились добывать пурпур - первый, можно сказать, краситель, получаемый из пурпурных желёз некоторых брюхоногих моллюсков. Он использовался в качестве косметических средств, вещества для обработки и окраски тканей, а также в качестве материала для произведений живописи. В Финикии так впервые и зародилось искусство письма по одежде.

Стоит отметить, что покраска одеяний осуществлялась «штамповочным» методом, не вручную. Но как? Есть предположение, что Финикия, как самое продвинутое государство того периода, «сотрудничала» с далёкими цивилизациями, которые на тот момент уже имели подходящее для такого дела оборудование. Факт остаётся фактом – вручную сделать это было невозможно. Так и появилась шелкография. С современными способами печати то искусство никак не связано, однако название всё же сохранилось, как и процесс «копирования» изображения путём нанесения нескольких слоёв краски.

Как уже стало понятно, мы пользуемся не достижением шелкографии как ремесла и искусства, мы пользуемся её технологическим прогрессом, который и тогда, и сейчас основывается на переносе разных рисунков и надписей посредством различных «отпечатков», шаблонов и трафаретов. Краска на них наносилась похожими на современные губки и валики материалами. Конечно, люди не сразу научились «штамповать» производство. В древности «штамповка» была чуть ли не самым накладным способом нанесения рисунка: пигментный слой был ненасыщенный, что позволяло мастерам использовать лишь толстые ткани, способные хорошо впитывать влагу. Со временем процесс значительно упростился, пройдя долгий путь совершенствования.

Лишь через 1800 лет (где-то в 1190 – 13337 годах) процесс трафаретной печати резким скачком перешёл на совершенно новую ступень развития. В городе Камакура, который на тот момент являлся столицей Японии, шёл небывалый расцвет японской культуры. Несомненно, процветала вся страна, но Камакура считалась культурной столицей мира. Средневековая японская культура охватила все виды искусства, не исключая печать. Сначала метод трафаретной печати применялся для украшения доспехов и снаряжения самураев, но после сделанного открытия технология распространилась на очень многие сферы производства. Чтобы материал не искажался, что впоследствии деформировало рисунок, под шаблон стали наклеивать что-то вроде сетки, волокна которой изготовлялись из человеческого волоса. Изображение на такой сетке не соскальзывало, не мялось, не разрывалось, а тонкий волос не был заметен после нанесения пигмента.

Именно с того момента шелкография стала больше походить на современную технологию печати. Позже сетки станут изготавливать из натуральных и искусственных тонких волокон, а также синтетических металлических нитей.

В Европе появление трафаретной печати было связано с изобретением обоев (1750 год, Жан Патильон). Ведущими европейскими державами на тот момент были Англия и Франция. С них и началось распространение шелкографии на этом материке.

Таким образом, ко второй половине XVIII века этот способ печати распространяется по всему миру. И здесь уже ведущую роль играет Америка, где шелкографию стали использовать как элемент любого предмета декорирования: посуды, ткани, мебели, стен, потолков, металлических изделий. С «волосяной» сетки перешли на шёлковую и кисейную, однако с ними нужно было повозиться.

Второй скачок в усовершенствовании этого метода печати произошёл в 1907 году в Англии, когда был впервые запатентован процесс трафаретной печати сквозь натянутую шёлковую ткань, которая была более устойчива, предоставляла расширенный диапазон размеров печати и удобно взаимодействовала в работе с резиновыми валиками (ракелями). Таким образом, появился сам печатник трафаретной печати. Изобретение получило название «печатание шёлковым ситом», его создателем был некий Симон из Манчестера.

Можно сказать, что термин «шелкография» появился именно с момента патента этого изобретения. Той, какой мы привыкли видеть трафаретную печать, она стала в середине XX века, когда этим методом печаталось практически всё: визитки, брошюры, плакаты, ткани, открытки и даже автомобильные номера. Трафаретная печать совсем перестала восприниматься как искусство, как особый вид переноса рисунка из-за своей коммерческой направленности. Рутинная «штамповка» превратила её в незначительное среднее производство, подчиняющееся корпорациям.

На сегодняшний день этот метод широко применяется в разных сферах производства. У шелкографии есть преимущества перед другими видами печати. А главное – то, что она универсальна: текстиль, электроника, автомобилестроение, строительство. Все перечисленные отрасли не обходятся без трафаретной печати.

Какие сегодня есть виды трафаретной печати

Малоформатная трафаретная печать

В этот вид печати входит всё, что можно назвать плоской печатью (подложки, полиэтиленовые пакеты, бумажные пакеты, бумага, картон). Название говорит само за себя – формат не должен превышать 70x100 сантиметров. Печать подходит для больших оптовых заказов, которым требуется высокое качество рисунка.

Печать на мелких предметах

Изображение может наноситься на ручки, зажигалки, рюмки, брелоки и другие безделушки. Чтобы наносить рисунок на предметы круглой формы, здесь используются ротационные полуавтоматы. Несмотря на то, что изображение, сделанное, шелкографией, более долговечно, конкурентом этого вида печати всё же является тампонная печать.

Текстильная печать (набивка тканей)

Современная отрасль текстильной промышленности необъятна. Здесь всегда востребован метод трафаретной печати, ведь это универсальное производство, которое является основой экономики многих стран мира. Трафаретная печать на ткани в бобинах, ковровыми, текстильными станками и машинами, предназначенными работать без устали.

Трафаретная печать на готовых изделиях

Собственно, шелкография. Машины, называемые «карусельными станками» печатают рисунок на майках, пазлах, кружках, логотипах и так далее. Однако особой популярностью пользуется трафаретная печать на футболках, так как существует огромный выбор принтов на любой вкус. Кроме того, можно заказать любой рисунок на своё усмотрение.

Трафаретная печать на табличках и металлах

Очень широкое направление, имеющее дело с листовой печатью, обжигом, травлением, анодированием, обработкой металлов.

Трафаретная печать по стеклу

Главными отраслями применения являются электротехника и автомобилестроение. Бывают и «эксклюзивные» случаи применения (печать на бутылках, окнах, банках).

Трафаретная печать на флаконах

В основном используется в производстве косметики, выпуске фармацевтических средств и чего-то незначительного из других отраслей промышленности.

Отрасль печатных плат

Полное обслуживание электронных многослойных проводящих, а также профессиональных схем внутри всей отрасли.

Дополнительная трафаретная печать

Сюда относится всё, что не было включено в предыдущие девять пунктов.

Какие имеет преимущества трафаретный способ печати

Разнообразие цветов и фактур

Для рекламной продукции шелкография (трафаретная печать) предоставляет клиентам огромный выбор красок со свойствами и цветовыми решениями на любой вкус. Качество изображения зависит во многом от краски, поэтому на сегодняшний день можно выбрать для себя оптимальный вариант: нанесение рисунка люминесцентными, флуоресцентными, металлизированными красками. Кроме того, существует ещё и всепенная печать, позволяющая придать рисунку объём и реалистичность.

Цвета модели Pantone, которые являются плашечными, придадут любому изделию колоритность, яркость и красоту. Чтобы максимально приблизить печать к достижению такой насыщенной цветовой гаммы, какой обладают цвета Pantone, рисунок наносят на подложку.

Стойкое нанесение

Стоит ещё раз отметить такой плюс трафаретной печати, как долговечность: рисунок со временем не тускнеет, выдерживает оптимальные стирки, устойчив к перепаду температур и т.д. Это преимущество завоевало огромную популярность у заказчиков. Конечно, всё относительно, и для каждого изделия и каждой краски есть свой срок годности. При аккуратном использовании и стандартной стирке изображение, например, на футболке, может прослужить Вам примерно год без каких-либо проблем!

Здесь ещё стоит сказать о таком виде нанесения, как шелкотрансфер. Оно менее выносливо, чем шелкография, и при небрежном использовании или частой стирке может потрескаться. Таким вещам необходим более тщательный уход.

Большая площадь нанесения

Для трафаретной печати футболок, курток, маек, жилетов и толстовок наиболее оптимальный формат нанесения изображения - А3.

Технологически нанести рисунок трафаретной печатью на какой-либо пластиковый, деревянный или стеклянный предмет иногда не представляется возможным. Нужно обращать внимание на карточку с информацией о конкретном товаре, где обычно указывается, возможна ли печать шелкографией или нет.

Низкая стоимость единицы изделия при больших тиражах

Если требуется напечатать небольшой тираж, оптимальным будет выбор от 50 до 100 экземпляров. Здесь играет соотношение доступность-выгода. Всё, что выше 50 - доступно; всё, что выше 100 - выгодно!

На стоимость влияет тираж и число наносимых цветов.

Если производится цветная печать, то подложка здесь идёт как дополнительный оплачиваемый цвет.

Какие используют краски для трафаретной печати

  • Цветные краски. Толщина красочных слоёв, наносимых на запечатываемый материал при печати шелкографией, зависит от типа сетки, задействованной в печати. Толщина имеет свой небольшой диапазон, которым можно управлять в офсете. Преимуществом шелкографии является то, что толщина слоя краски здесь в разы больше, чем в офсете, и потому насыщенность изображения будет намного выше. Этот метод трафаретной печати позволяет печатать, например, жёлтой краской на синем листе, ведь здесь используются «покрывающие краски», которые остаются такими, какими их изначально наносили: синий останется синим, а не станет превращаться в зелёный, как это происходит в офсетной печати.
  • Золото, серебро, металлизированные краски. В общем-то, серебряный и золотой оттенки можно напечатать и в офсете, но эффект металлического блеска в шелкографии, безусловно, выше за счёт большой толщины прокрасочного пласта. Если необходимо сделать всё в темпе, то трафаретная металлизация - это настоящая находка!
  • Флуоресцентные краски. Толщина покрасочного слоя и здесь сыграла свою роль. Существует множество флуоресцентных красок, которые при помощи шелкографии получаются колоритными, полными, придавая рисунки яркий вид. Снова заметим, что всё вышеупомянутое используется для различных запечатываемых материалов, среди которых есть немного непривычные в этой сфере пластик, дерево, металл, стекло и т.д. Каждому материалу подходит его индивидуальный диапазон красок. Следовательно, возможность комбинировать любые краски, входящие в тот или иной промежуток, действительно несоизмерима.

Какие еще используются материалы для трафаретной печати

Ткани, используемые при трафаретной печати

Они имеют несколько критериев отбора. Какая-то ткань подходит под определённое изделие, какая-то - нет. Материал подразделяется по следующим признакам:

  • Вид нити, из которого состоит ткань. Существуют два основных вида нити: многонитевая и многоволоконная. Второй из них более качественный в отличие от первого, изображения на основе которого имеют более небрежные края. От того и цена на многоволокно обычно выше.
  • Сеточная плотность, которая определяется количеством нитей на дюйм. Чем плотнее они расположены, тем отчётливее просматриваются мелкие элементы, что повышает качество результата.
  • Прочность, которая зависит от диаметра нити. Чем он больше, тем прочнее материал, но тем ниже качество готовой продукции.
  • Рисунок для ткани в трафаретной печати делится на три категории: ровный, можно сказать, стандартный, так как применяется в большинстве случаев; сетчатый, который благодаря своей прочности подходит для печати крупных тиражей; саржевый (диагональный), можно сказать, «бюджетный», не обладает высоким качеством, но имеет доступную цену.

Материалы, из которых изготавливаются практически весь текстиль для трафаретной печати на ткани:

  • Шелк - самый стойкий, надёжный и долговечный материал. Однако постепенно он теряет свой высокий статус, и на его место встают другие ткани с похожими характеристиками, но более дешёвые. Самыми дорогостоящими из них на сегодняшний день считаются синтетические волокна.
  • Ткань органди, подходящая для маленьких и средних заказов. Преимущество здесь в цене.
  • Натуральный или синтетический нейлон, являющийся «вечной» тканью. Если поверхность неровная (выпуклая или вогнутая), то нейлон – это лучший выбор для такой печати.
  • Полиэстер является универсальной, прочной, крепкой тканью. Универсальность – основной плюс.
  • Сделанная из металла (меди, стали, латуни, бронзы, нержавеющей стали) сетка, применяется в процессе нанесения нагретых чернил на основание из пластика.

Типы трафаретов

Существует три типа созданных вручную трафаретов: бумажные, водорастворимые и лакорастворимые. Их вырезают скальпелем.

  1. Для простых рисунков и незначительных тиражей предназначены бумажные трафареты, вырезаемые из соответствующего материала.
  2. Водорастворимые: с пластиковой основы трафарета снимается желатин, который имеет способность растворяться в воде. После он вычищается там, где должны накладываться красящие вещества. Пластиковая основа кладётся на трафарет, а в качестве «клея» здесь выступает вода, которая скрепляет желатин и трафаретный материал. В завершении процесса удаляют желатин, оставшийся на ткани.
  3. Лакорастворимые: процесс печати на таких трафаретах очень схож с предыдущим, однако главное отличие заключается в том, что покрытие подложки осуществляется лаком, а в ходе работы используются разные лаковые растворители.

Трафареты, изготовленные автоматически, называются фототрафаретами. В процессе их производства применяются необходимые диапозитивы. Материалы, на основе которых они сделаны, фоточувствительны. Фототрафареты также делятся на виды по способу изготовления:

    • Косвенный способ. Изготавливаются независимо от сетки и крепятся к сеточной ткани только в конце процесса. • Прямой способ. Здесь фоточувствительное красящее вещество, наносящееся на сетку трафарета, подвергается воздействию ультрафиолета, после чего материал неотделим от ткани. Данный способ применяется только при изготовлении больших тиражей, так как является очень долгим. • Прямой/косвенный способ. «Тандем» двух предыдущих способов создания трафарета. Благодаря этому, данный материал более стойкий, а качество печати более высокое.

Чернила

На сегодняшний день выбор чернил для трафаретной печати огромен. Они бывают стойкие к ультрафиолету и к истиранию (зависит от химического состава вещества), а бывают, наоборот, стирающимися и тускнеющими. Однако все эти показатели зависят от типа печатной продукции. Чернила наносятся толстым слоем, и поэтому им необходимо сохнуть довольно долгое время. Этот процесс протекает естественно только в том случае, когда область печати мала или стандартна. Но в большинстве случаев в этом деле используют воздействие высоких температур для более быстрой сушки. В основном это необходимо для продукции, производимой на станках и требующей высокой скорости и большого тиража.

Какие используют машины для трафаретной печати

Если объём печати велик, то процесс изготовления проходит на машинном оборудовании, что повышает скорость печати и понижает материальную стоимость товара. Вручную производится какая-либо эксклюзивная печать или же продукция малых тиражей. Существует несколько видов автоматизированных станков трафаретной печати:

  • Планшетные. Применяются при плоской печати.
  • Планшетно –цилиндровые. Тип применения похож на планшетные, однако здесь печатаются довольно крупные тиражи, благодаря более высокой скорости изготовления.
  • Цилиндровые. Применяются при печати на выпуклых и вогнутых поверхностях.
  • Текстильные. Задействованы в трафаретной печати на футболках, кепках, майках, куртках, толстовках и прочей одежды.
  • Планшеты высокой точности. Применяются в сфере электрооборудования при изготовлении печатных плат.
  • Ротационные. Чернила находятся в печатной форме (цилиндре) и распределяются специальным валиком, который находится внутри данной формы, что значительно повышает производительность.

Особенности трафаретной печати, влияющие на сроки и стоимость

Тираж продукции в трафаретной печати, как и у других типов печати, имеет огромный диапазон. Однако критериями печати также являются её стоимость и время изготовления. Здесь стоит отметить некоторые особенности трафаретной печати.

  • Из-за технологии самого процесса шелкография не является быстрым способом печати. Ракель, вдавливающий красящее вещество, проходит по каждой ячейке сетки, замедляя процесс. Существует несколько причин медлительности производства, но основная из них – степень густоты красящего вещества или высокая вязкость, как называют это профессионалы. На данный момент скорость офсетного оборудования превышает скорость оборудования для трафаретной печати, даже если оно самого современного образца. Существует, правда, ротационный трафарет, скорость производительности которого значительно выше остальных, но он пригоден лишь для печати больших тиражей этикеток и в других сферах процесса не задействован. Следовательно, становится понятно, что трафаретная печать не обладает способностью скоростной печати, и крупные тиражи всё же придётся подождать какое-то время.
  • На сегодняшний день в процессах трафаретной печати в основном задействовано полуавтоматическое оборудование, где подача материала производится вручную. Из-за этого возникает проблема печати больших тиражей.
  • Сушка также требует времени, так как просушить необходимо каждый лист продукции. Чтобы выполнить этот процесс, нужно расстелить материал на предназначенных для того стеллажах и вешалках. Это не только увеличивает время на изготовление, но и ставит крупные тиражи в определённые рамки.
  • Однако неизменным преимуществом этого оборудования является возможность печати крупных форматов, что позволяет наносить красящее вещество сразу на несколько единиц продукции.
  • Время также уходит на производство самой формы трафаретной печати. Офсетные формы изготавливаются быстрее и стоят значительно дешевле, что даёт им преимущество в печати малых тиражей.

Чтобы правильно определить, стоит ли отдавать тираж на трафаретную печать, необходимо принять во внимание все вышеупомянутые её особенности. Вывод напрашивается сам собой: оптимальный тираж для шелкографии варьируется от пары сотен до пяти тысяч экземпляров.

Трафаретная печать, цена которой устроит каждого

Естественно, каждая типография устанавливает свою стоимость на трафаретную печать. Более детально изучить диапазон цен Вам помогут сотрудники каждой из выбранных Вами компаний.

Существует два фактора, влияющих на цену продукции: цвет (один цвет – отдельный трафарет) и стоимость самого материала для печати.

Шелкография прекрасно подходит для печати на выпуклых и вогнутых поверхностях, а также для печати на самых разных материалах: стекло, дерево, кожа, ткань, металл, керамика. В этом вопросе трафаретная печать выигрывает по двум критериям: качество и материальная выгода. Оптимальным количеством экземпляров для заказа будет 50-100 единиц.

Однако, как уже было сказано, трафаретная печать – процесс довольно долгий, и Вам придётся запастись терпением и подождать своего заказа. Не стоит забывать, что при шелкографии наносится большой слой красящего вещества. Минусом является и то, что разрешение отпечатка невелико. Возможность нанести полноцветный рисунок отсутствует. Все эти детали Вам должен пояснить сотрудник типографии, в которую Вы обращаетесь.

Трафаретная печать позволяет наносить контрастные, колоритные, объемные изображения. Она также используется для печати с эффектом бархата или резины. По желанию заказчика на рисунок наносятся глиттеры (блёстки), стразы и прочие украшения.

Не надо думать, что трафаретная печать – это лёгкий процесс, которым может управлять даже новичок. Если Вы хотите получить качественную продукцию, обращаться за этим нужно только к профессионалам своего дела, в типографию высшего уровня. Одной из таких является типография «СловоДело».

Типография «СловоДело» - крупнейшая московская типография офсетной печати, оснащенная также самыми современными станками трафаретной печати, имеющими возможность производить абсолютно любую полиграфическую продукцию. Оборудование изготовлено в Германии и обладает производительностью высочайшего уровня. С его помощью выполняют любые заказы полноцветной печати форматов А1-А4, а также выбранных Вами нестандартных форматов.

Станки для постпечатной обработки, также имеющиеся в типографии «СловоДело», играют огромную роль в изготовлении продукции. Таким образом, типография берёт на себя полный цикл производства полиграфии рекламного и офисного типов, гарантируя высокое качество конечной продукции. Работа с клиентами направлена на минимизацию их расходов и сроков выполнения заказов. Любой заказ в этой типографии рассматривают как индивидуальную задачу, что позволяет выполнить все требования клиента без задержек и изъянов.

Скидки, акции и полезные статьи!

Все самое важное и интересное в нашей рассылке! Узнавайте обо всем первыми!

Узнавайте о скидках первыми!

Мы способны напечатать свыше 150000 листооттисков в сутки

80% заказчиков становятся нашими постоянными клиентами

45% продукции изготавливается раньше срока

Современное немецкое оборудование обеспечивает высочайшее качество печати

250 вариантов подарков
+